Проектная деятельность

По дорогам добрых сказок
В последние годы одним из видов деятельности учащихся начальных классов и старшеклассников является проектная деятельность, в которой наряду с детьми активное участие принимают и взрослые (учитель, родители). И очень часто от людей, никогда раньше не сталкивающихся с этим явлением, приходится слышать обидные слова, упрёки - мол, раньше и без проектов учились, получали знания, успешно поступали в ВУЗы. Но многие забывают о том, что с каждым годом наша жизнь меняется, появляются нововведения, которые не существовали раньше. Меняются и наши дети: то, чем увлекалось предыдущее подрастающее поколение, современным школьникам не интересно. Так не проще ли посмотреть на то, каким должен быть процесс обучения, глазами ребёнка, чтобы добиться результатов, необходимых нам, взрослым?   

Моя семья попала в Сеть

"Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму" (древняя китайская мудрость).
В морское путешествие с царицей наукВряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода: "Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике.
Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере. 

Цель проектного обучения:
  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  2. Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
  3. Развить у каждого позитивный образ себя и других.
  4. Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
  5. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  6. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  7. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
В работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений: 
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества

Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большую часть работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей - "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".


Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль? 






Комментариев нет:

Отправить комментарий